Многих интересует такой вопрос, когда ребенок должен начинать говорить те или иные звуки, почему достигнув такого периода, звука из уст малыша так и не слышно. Постараемся в этой статье осветить эту проблему.
Прежде всего, необходимо упомянуть, что речь ребенка в своем становлении и развитии, как и все другое, проходит несколько этапов. В развитии речи у детей самым первым и, пожалуй, самым главным, можно назвать этап агуканья, детского лепета. Именно в это время закладываются способности ребенка произносить односложные звуки. (Ба, бу, ма, га, агу).
Затем переходим к следующему этапу — примерно когда ребенку исполняется год — время, когда ребенок, вполне возможно, что неосознанно, говорит целые слова, из нескольких слогов — папа, мама, баба, дай, да, баду, кака и т.д. Но чаще всего ребенок понимает, что он говорит, помогая себе изъясняться с помощью жестов.
Ребенок к полутора годам должен уже хорошо произносить ударные гласные — о, а, у, и, некоторые согласные — м,п, б, г, х, ть, сь, и некоторые другие, причем несколько согласных подряд ему произнести пока еще сложно. Сложно и переключиться с одной буквы на другу — поэтому и произносится наиболее для малыша простая, удобная (слово «пока» чаще звучит как «папа» или «кака»).
Через три-пять месяцев ребенок учится произносить уже не одно слово, а сразу два или три, чаще всего они в именительном падеже, если существительные или в повелительном наклонении, если глаголы. Теперь малыш может произнести два разных слога — «по-ка», «бе-ги», «ка-тю». С тремя слогами пока еще сложновато, поэтому третий либо выпадает, либо заменяется схожим. (Например, «молоко» может звучать как «мо-ко» или «мо-ко-ко»).
К двум годам ребенок осознает грамматику, понимает каким способом стоит выстраивать слова в предложении по смыслу, появляются некоторые падежи, утверждается повелительное наклонение («неси суп») и разговор о ком-то («папа спит»).
В это же время ребенок способен произносить прилагательные, но пока не согласовывает их по смыслу с существительными, а упоминает абстрактно, чаще после существительных, и иногда можно услышать, что «киса красивая». Ребенок способен произнести предложение в 3-4 слова.
Дальше идет узнавание ребенком множественного числа (человеки, носоки). К двум с половиной годам ребенок понимает местоимения, умеет их правильно употребить, пытается пользоваться, хоть и не всегда верно, предлогами, может свободно произносить сочетание практически всех согласных. К трем годам все должно войти в норму, затем основной задачей родителей будет лишь увеличение словарного запаса ребенка и в некоторых случаях коррекция неправильно произнесенных звуков и неверно построенных предложений.
И помните, что развитие речи происходит у каждого ребенка индивидуально, возможны отклонения в ту или иную сторону на несколько месяцев.